18+ :)
24AUTO.RU без рекламы Баннеры и рекламные ссылки для вашей учетной записи будут выключены на месяц 50 РУ

Главная » Статьи » Тест-драйв - новинки » 120 лет Skoda: история марки

120 лет Skoda: история марки

18 сентября 2015, пятница
Давным-давно, в те времена, когда по каменным мостовым старушки Европы гулко цокали подковы и гремели деревянными колесами гужевые повозки, в маленьких тусклых мастерских несколько десятков увлеченных механиков энтузиастов создавали то, что вскоре полностью перевернет уклад нашей планеты. За закрытыми дверями пыльных мастерских и кузен зрело то, что вскоре станет называться Автомобильной промышленностью. Благодаря этим людям сейчас мы имеем возможность привычно садиться за руль и наслаждаться комфортом, который дает владение легковым автомобилем. Давайте вспомним, как складывалась эта индустрия. 


История и Skoda

Как вы думаете, какая автомобильная марка появилась раньше остальных? Готов поспорить, без Гугла вы не угадаете. Кто-то уверенно скажет — Mercedes Benz! И окажется неправ. 
Да, большинство из нас помнит, что автомобильная промышленность начала складываться в конце 19-го — начале 20-го веков, но точных рамок мы не помним. 
Оказывается, старейшей автомобильной маркой планеты стоит считать Opel. Тут надо сделать поправку — концерн был основан в 1862 году, но легковые машины концерн начал производить лишь 1899-м. Первое время Opel выпускали швейные машинки и велосипеды. И, несмотря на то, что первая легковая машина была создана в 1886 году компанией Benz&Daimler, формально их бренд был зарегистрирована и начала свою промышленную. деятельность позже, чем Opel. Так и получилось, что Mercedes Benz оказались вторым по старшинству автомобильным брендом. 
Следом за немцами идет, внимание, Peugeot! Французы запустили свою сборочную линию аж в 1890 году — лишь на четыре года позже, чем Mercedes. А спустя еще пять лет, в Чехии был основан бренд Laurin&Klement, известный нам сегодня как Skoda. Взяв 1895 год за точку отсчета, Skoda официально является четвертым старейшим автомобильным брендом планеты. 



Если пробежаться по списку дат основания крупнейших современных автомобильных брендов, он выглядит так:

Renault — 1898
Fiat — 1899
Ford — 1903
Audi — 1909
BMW — 1916
Toyota — 1935

Удивительно, но все эти гиганты прошли через пекло Второй Мировой Войны и умудрились сохранить свою целостность, идентичность бренда и непрерывно приумножать технологии. Но это уже совсем другая история. Вернемся к Шкоде — я ведь ради нее начал весь этот рассказ.


Как вы уже могли понять из первого названия бренда, марку Skoda основало двое товарищей энтузиастов по фамилии Лаурин и Клемент. На самом деле все началось с того, что молодой чешский книготорговец Варцлав Лаурин купил себе новый немецкий велосипед. Серьезно увлеченный велогонками парень был очень придирчив к характеристиками техники. Качество исполнения так сильно не понравилось книготорговцу, что он решил во что бы то ни стало создать свой собственный удобный велосипед. На помощь в осуществлении шальной идеи к Варцлаву Лаурину пришел его близкий друг, механик, Варцлав Клемент. Каким-то чудом двое парней, не имевших опыта в производстве техники, смогли собрать конструктивно удачный, удобный и самое главное — быстрый велосипед. Начав со штучного изготовления, очень скоро мужчины поставили производство двухколесных коней на поток.

Может быть, на бумаге все это звучит просто, но можно только догадываться, каких усилий стоило двоим молодым парням организовать масштабное производство. 
Как бы то ни было, спустя пару лет о чешских велосипедах марки Slavia (laurin&Klement) знали далеко за пределами Чехии. 


Еще через год на одном из велосипедов появился маленький одноцилиндровый мотор. Шаг за шагом, молодые энтузиасты улучшали, усложняли и дорабатывали свою продукцию. Первый мотоцикл марки Slavia развивал мощность в полторы лошадиные силы! Сейчас это звучит смешно, но для тех времен это было настоящим достижением. 



Техника производства Лаурина и Клемента пользовалась хорошим спросом, и вскоре у дуэта появилась возможность организовать производство первых четырехколесных систем. Да, сперва это были очень примитивные маломощные самобеглые повозки с тщедушными литровыми моторами мощностью едва ли превышающей пять лошадиных сил. Сейчас мопеды мощнее. Но от серии к серии умение промышленников росло. Вскоре автомобили Лаурина и Клемента уже могли разгоняться до скорости в 75 км/ч — бешеные скорости для тех времен. Добавим к этому качественный маркетинг, успешное участие чешских автомобилей в серьезных европейских гонках и мы поучим бренд, чьи легковые машины в начале 20-го века продавались от Испании до Японии. Гонки тех времен были очень опасным и нелегким занятием — уделом отчаянных благородных мужей. Романтичное было время. Торжество чистой механики и человеческой смекалки. Время графов, князей, великих открытий и масштабных революций.

Новый Superb

Laurin&Klement — это целая эпоха. Эти имена стояли у основания компании и являются гордостью современного технологичного бренда Skoda. 
В пражском порту семь новых флагманских автомобилей Skoda Superb встречали российских журналистов, прилетевших на Skoda Historical Tour. И самая роскошная из комплектаций чешского флагмана гордо носит имена основателей бренда — Laurent&Klement. Кому из нас первому повезет сесть за руль этого автомобиля?

Нас ожидал долгий насыщенный день — с корабля на бал, без пауз. Только ступив с трапа на землю, мы должны были сесть за руль машин, чтобы совершить переезд из Праги в Млада-Болеслав, где расположены заводы и музей марки Skoda. Короткий инструктаж прямо в аэропорту и мы отправились в дорогу. То утро в Праге выдалось пасмурным и дождливым... Настроив кресло пилота под себя, я поехал, рассекая потоки воды новым кузовом Суперба.

Я хорошо помню все кузова Skoda Superb, и этот кузов, на мой взгляд, получился самым удачным из всего, что Чехи создавали прежде. Многие знают, что с 2001 по 2008 года кузов Суперба представлял собой вариации на тему подаренного VAG кузова Пассата. Сходство не заметил бы только слепой. С 2008 года Superb получил свой собственный уникальный дизайн — вернее вариацию на тему удлиненной Октавии. Получилась такая Октавия-Франкенштейн. Не самая гармоничная машина. 
А сейчас мне нравится то, как выглядит новый флагман. Смотреть на него одно удовольствие. Острые точеные ребра головной оптики выглядят гармонично и агрессивно. Удивительным образом в силуэт автомобиля вписана жесткая рубленная решетка радиатора. Чехи сумели создать уникальный и благородный образ, авто, по внешности которого явно угадывается премиальная направленность модели.

Первой машиной моего тест-драйва стал темно коричневый (Magnetic Brown) Суперб в комплектации Laurin&Klement на механике 1.4 литра TSI. Такой объем мотора сначала меня сильно рассмешил. Премиальная «полторашка» — вы издеваетесь? Но, на удивление, недостатка тяги или мощности я не заметил. В машине была практически полная загрузка (4 человека) плюс наши сумки. Ускорение оказалось плавным, но вполне вменяемым вплоть до 140 км/ч. После тянет хуже, но ехать быстрее незачем. На этой машине не хочется ехать быстро — ее конек это спокойная размеренная езда. 


Новый Superb это очень комфортная машина, в ней есть все, что нужно. Очень удобные кресла с массой регулировок для передних пассажиров и просторный диван. Компоновка и пространство для ног задних пассажиров очень близко к BMW 7 серии.
В интерьере нового Superb все также явно прослеживается родственная связь с автомобилями VAG. Так. Рулевое колесо и вся мультимедиа в новой Skoda Superb позаимствованы у VW Touareg. Хорошее решение — на мой вкус, руль Туарега самый удобный в семействе.

Не стоит думать, что у нового Superb полностью заимствованный интерьер. У этой машины уникальный и очень продуманный салон с массой приятных «человечных» фишек, которые редко встречаются даже в премиальных автомобилях подобного класса. Например, в дверях этой машины есть отверстия для зонтиков (почти как в Rolls-Royce). На боковинах кресел размещены кармашки для мелочей, есть ниша для планшета и даже скребок для льда.

При всем обилии современного функционала и внешнем лоске, когда садишься в машину, то сразу понимаешь в каком классе играет Суперб. В интерьере много искусственной кожи — как ее сейчас принято называть эко-кожи, много пластика. Мне особенно бросалась в глаза внутренняя отделка боковой стойки — больно она массивная и пластиковая. Можно это назвать дизайнерской глупостью, но я бы это назвал честностью. Skoda делает честные автомобили и продает их за справедливые деньги? Без лишней наценки за пафос и «бренд». В них нет этого налета дешевой гламурности, которые так любят японские бренды — пластиковые вставки под дерево или пластиковый хром (можно еще примеры привести). Покупая Шкоду ты знаешь на что идешь :)

На половине пути мне наскучила однообразная рулежка, и я решил разобраться с электронными примочками, которыми щедро нашпигован новый Superb. Чего тут только нет — адаптивный круиз-контроль, система контроля слепых зон и предупреждения боковых столкновений, предупреждения о знаках и система контроля скоростного режима. Новый Суперб даже умеет следить за дорожной разметкой и корректировать траекторию. Если по какой-то причине тебе сносит к сплошной или прерывистой линии (и ты не контролируешь руль), Superb сам начнет мягко отруливать от линии обратно к центру полосы. Я отпустил рулевое колесо и просто наблюдал, как моя машина сама, осторожно маневрирует по полосе между линиями. Примерно через тридцать секунд машине надоело выполнять работу вместо меня и на центральном табло загорелась надпись «Пожалуйста, возьмитесь за руль» — умная такая!

Дорога до музея Skoda составляла около семидесяти километров, которые достаточно быстро пролетели за тестированием систем авто и спорами с представителем Шкода Авто о месте Шкоды в линейке VAG и том, как повезло Супербу иметь руль от Туарега...

Музей Skoda
 


Прибыв в Млада-Болеслав, мы сразу направились в музей марки Шкода. Музей находится в офисном здании компании на нижних этажах и состоит из трех частей. В первой части музея находятся первые велосипеды, ретро мотоциклы и автомобили, разработанные основателями компании. И около пятидесяти машин разных эпох, а так же несколько прототипов. Рядом с музеем находится еще один блок комплекса — депозитарий марки, в котором можно посмотреть автомобили и концепты, которые не пошли в серию. Третья часть музея это выставочный зал, в котором представлен действующий модельный ряд Шкода.

Музей сделан камерно, и напоминает скорее частную коллекцию автомобилей, чем музей крупного автопроизводителя. Ну по крайней мере мне так показалось после музея Тойота в Тойота Сити. Основная проблема в развитии музея — это недостаток площадей. Интересных экземпляров автомобилей, как свежих, так и восстановленных у Шкоды в достатке. Специальный гид провел нас по музею, подробно рассказывая о каждом автомобиле. Увидеть такие раритетные машины в оригинальном состоянии дорогого стоит!
Любопытно, что восстановление автомобиля 30-40х готов, в зависимости от состояния может занимать до одного года. И это, учитывая, что восстановлением занимаются специалисты крупного автопроизводителя, а не мастера частной мастерской. Гигантский объем кропотливой сложнейшей работы. Процесс восстановления на примерах также показан в музее.

И еще немного интересных фактов: изначально L&K работали только на экспорт в богатые страны. В те времена к богатым относились: Россия, Англия, Новая Зеландия. А на местном рынке покупатели не могли себе позволить такие машины. до 1914 года Россия была самым большим рынком сбыта для L&K поставки авто в Россию начались в 1905 году, закончились с 1 мировой, и возобновились лишь 1991 году. Первая партия, ввезенная после падения железного занавеса, составила 500 штук.

В общем если однажды вам повезет оказаться в окрестностях Млада-Болеслава, обязательно зайдите в музей — не пожалеете. Его посещение кстати бесплатное. Платный только гид. На входе есть путеводители по музею, написанный на разных языках, в том числе и русском. 

Ретро тест-драйв

Следующий день был, пожалуй, самый богатым на эмоции — нам на активный просмотр пригнали десяток роскошный ретро автомобилей Skoda, начиная с самого первого Laurin & Klement Voiturette модели «A» 1905 года выпуска, и заканчивая относительно «свежими» экземплярами сороковых и даже шестидесятых годов выпуска. Причем на одной части автомобилей даже можно было самостоятельно сесть за руль. Правда на самых возрастных экземплярах нас катали специально обученные сотрудники концерна или владельцы этих раритетов. Дело даже не в том, что мы могли что-то испортить — управление первыми авто требует специальных навыков т.к. эти машины имеют совсем другой набор органов управления.

Общее настроение мероприятия кажется настоящей сказкой. Выходишь так на лужайку перед старым замком, а тебя на ней ждет отборный парк благородных раритетных чехов — бери что нравится.


Первым раритетным авто, на котором я прокатился был удивительный Skoda 1202 Sanita. Это скорая помощь 1961 года выпуска с механической коробкой передач, расположенной на руле. Прямо как в 407-м экспортном Москвиче или каком-нибудь американском олдтаймере! С непривычки переключать ее было не очень удобно. У моей Toyota Tundra рычаг хоть и расположен на руле, но автомат — совсем разные вещи)). Но, я быстро адаптировался. В принципе, машина достаточно резво разгонялась до 90 км/ч (при своем 1.2 литровом моторе о 47 л.с.) . Возможно старушка могла разогнаться еще быстрее, но было два весомых фактора, которые меня останавливали от подобных глупостей. Во-первых, мы ездили по дорогам общего пользования. В во-вторых — я же ехал за рулем раритетной картеы скорой помощи — какой смысл выжимать из такой машины максимум? Мало того, что у старых авто очень слабые тормоза и узкие шины. Важен сам факт того, что я еду на старом благородном музейном экспонате. Зачем испытывать судьбу и проявлять неуважение к пожилой технике?

После меня катали на Skoda 1101 Tudor кабриолете. Роскошная карета утех благородных господ середины прошлого века. Может быть на таких кабриолетах прежде ездили министры или крупные промышленники? Кто его знает. Но за руль такого автомобиля лучше садить профессионального водителя, а самому оставаться сзади — как это было в моем случае. В принципе этот родстер не попал а руки журналистов на «самоуправление» из-за того что его МКПП не оснащена синхронизаторами, а навык езды на таких машинах у большинства современных пилотов отсутствует в принципе. Двойной выжим сцепления? Нет, не слышал!

Далее на очереди оказался большой и почтенный лимузин Skoda 645 c рядным шести цилиндровым мотором и огромным диваном сзади. О том, кто в этой машине главный говорил тот факт, что места для водителя было отведено значительно меньше, чем для задних пассажиров. Замечу, что наш лимузин оказался праворульный — можно подумать, чо авто создан для рынка Великобритании или Новой Зеландии. Кстати, до 1936-го года все автомобили Skoda производились с правым рулем. И лишь после 36-го года было налажено производство автомобилей, как с левым, так и правым расположением рулевого колеса.

А потом пришло время для Laurin& Klement 110 или Skoda 110 или Laurin& Klement —Skoda 110. Не путайте с легким купе Skoda 110 70-х годов, это совсем разные машины. 
Наш экземпляр выпускался с 1925 года — как раз когда в момент слияния L&K с брендом SKODA. Этим объясняется, почему у автомобиля столько разных названий. В нашей группе журналистов мы окрестили эту машину «Почувствуй себя Гэтсби». Шикарный — слово, которым лучше всего можно охарактеризовать этот автомобиль. 
Машина, на которой мне удалось поездить самостоятельно, была выполнена в кузове Фаэтон (мягкий складывающийся кузов без боковых стекол). Ездить на такой технике комфортно лишь спереди — где тебя защищает стекло. Сидеть сзади приятно лишь на небольших скоростях. Если ехать сзади и быстро то ветер делает поездку испытанием. Понятно почему раньше ездили а кожаных куртках, шарфах и очках)))

Дорога назад

После окончания ретро-тестов мы усталые и довольные поехали обратно в Прагу. Этот путь я решил проделать за рулем такого же Superb, но оснащенного дизельным мотором и МКПП. Это очень практичное мужское сочетание, которое понравится многим русским автомобилистам. Главные достоинства такого сочетания — отличная тяга на низах и потрясающая эластичность передач. Коробка позволяет после старта с первой передачи сразу же перескакивать на третью или ехать по городу в диапазоне второй передачи практически как на автомате — оперируя только педалями газа и тормоза. Многим в дизельном моторе, агрегатированном механической коробкой переключения передач, понравится низкий расход топлива. Для европейцев этот вопрос стоит острее, чем для нас, но и у нас в последнее время люди все чаще присматриваются к строке расхода топлива в новых машинах. 
В остальном дизельный Skoda Superb так же хорош и отлично укомплектован, как и его бензиновая товарка.

Подведем итоги.

История Шкоды, как марки, очень интересна. В ней чувствуется дух настоящей старой Европы и история этой марки очень плотно переплетена с нашей страной. 
Skoda одна из тех немногих компаний в мире, которая смогла сохраниться после серии мощнейших взлетов и падений. Бренд существовал капитализме и коммунизме, пережил несколько войн и выдержал переход от премиальности в массовость. Практически потеряв себя в 80-90 годах 20 века, словно Феникс, Skoda практически возродилась из пепла в начале 21 века. Безусловно, весомую роли в этом сыграли VW, но эта свадьба не лишила марку своей уникальной индивидуальности.

Новые автомобили Skoda становятся все лучше и лучше с каждым годом. Что важно — сохраняя хорошую цену и улучшая качество. Что касается нового Skoda Superb — ко всеобщему удивлению этот автомобиль вообще имеет претензию на лидерство в своем сегменте! По своим потребительским качествам, он очень и очень хорош — не стоит забывать что именно на таком автомобили ездит президент Чехии. Основной вопрос, конечно, будет в цене, которая сейчас не ясна из-за колебаний курсов и отсутствия сборки этой модели на территории РФ. А может оно и к лучшему, что Superb не выпускают у нас. По крайней мере, выбирая Skoda Superb, мы можем быть уверены в эталонном качестве сборки.

Фотографии ŠKODA AUTO и ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives.

Фотоотчет: ŠKODA Historical Tour 2015

Фотоотчет: Олдтаймеры ŠKODA и L&K

Другие статьи

Статьи по рубрикам